Виртуальное путешествие по Пскову и Псковскому краю для детей. Краеведческий интернет-проект МАУК "ЦБС" г.Пскова

Детский фольклор


 «Мы родом из детства»


Псковский фольклор для детей: игры, загадки, считалки

Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О старинном нашем крае
Разговор мы поведем.

Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили дети в старину в нашем Псковском крае.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. По рассказам, раньше для младенца делали зыбку из четырех палок, к которым пришивали мешок, клали туда подушку, сверху закрывали платком, чтобы ребенку было темно; подвешивали зыбку к спеге, к зыбке привязывали веревку и качали ее ногой (руки в это время были заняты – обычно мать или бабушка вязали). На ласковые слова и колыбельные в русской семье не скупились. Мамы или бабушки убаюкивали свое дитятко задушевными и нежными колыбельными песнями.


 «Баю – баюшки, баю, не ложися на краю», – так обычно начинаются колыбельные песни. Знаете продолжение?
Псковитянки своим деткам пели дальше так:
* Ложись посередочке в золотой пеленочке. (Локнянский район)
* Ты ложися к стеночке на мягкой постелечке. (Новоржевский, Пушкиногорский районы)
* С краю свалишься, больно ударишься. (Невельский район)



Давайте сейчас вместе  прослушаем псковские колыбельные песни.

"Псковская колыбельная"

"Пошел котик во лесок"


 А когда дети подрастали, им рассказывала сказки. Иногда в целях воспитания детей использовались былички («былицы»), страшилки, ряженье:
- когда мороз по углам «шшолнет» (щелкнет), дедушка говорил детям, сидя на печке: «Это цыган ребят домой загоняет, которые не слушаются, домой не идут»;
- дед пугал детей, когда они баловались – одевался в вывороченную шубу, говорил, что «домовой придет, унесет»;
- для того, чтобы маленький сын не ходил на озеро, мать надевала вывороченную шубу, шла со стороны кустов и пугала его;
- чтобы дети не ушли далеко от дома и не заблудились, им рассказывали «былицы» - говорили, что русалки живут в лесу, в воде, на поле, пугали Бабой ягой – у нее когти большие, сама страшная, в бане живет;
- когда заплачет ребенок, ему грозили: «Малчи! А то русалка выскаче са ржи»

На Руси считалось, что к 7-8 годам ребенок уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

С самого раннего возраста дети не только выполняли работу по дому, но и брали на себя ответственность за младших (старшая дочь оставалась «нянькой» с детьми на весь день, пока взрослые работали в поле).  С малых лет родители приучали детей к разным полевым работам – боронить, сеять, косить. Во время жатвы дети носили снопы и составляли их в «стоянки». Дети даже помогали при строительстве домов.



Зимой обязанностью маленькой девочки было разжигать лучину и следить за огнем, чтобы старшие могли прясть. Сами девочки начинали прясть с 8-9 лет, а ткать -  с 10 лет. Мальчики учились плести лапти.

Если в бедной семье было много детей, то их отдавали работать няньками, пастухами по найму (на прокормление) в другие дома.

Традиция детского  пастушества была распространена в деревнях повсеместно: с марта и до Покрова дети пасли скотину, принадлежащую семье. Дети ходили в подпасках у взрослых, нанимались в пастухи к богатым хозяевам. Хозяева могли договариваться о том, что маленький пастух пасет их скотину на протяжении всего лета, и за это хозяева по очереди кормят его. По окончании работы хозяин мог расплатиться с работавшим по найму пастухом хлебом и тканью на платье.


Скотину пасли в поле и в лесу. Брали с собой шубы, одеяла, подушки, по очереди пасли и отдыхали. Всю ночь жгли костры, плясали. Пели песни, рассказывали сказки.  Вот, к примеру, такие шуточные сказки – припевки.

Шуточные сказки – припевки:

* «А, журавель мой, журавель – птица умная» (Новосокольнический район)
Журавль мой, журавль – птица умная, разумная. По болоту он ходил, нос «завязил», он и этак, и так, нос не вытянуть никак: хвост вытянет – нос заткнет, нос вытянет – хвост заткнет, хвост вытянет – нос заткнет и т. д.

*  «Ишел Федор да Федорка» (Новосокольнический район)
Ишел Федор да Федорка, нашли лапти и «оборки», и сказал Федор Федорке: Тебе – лапти, мне – оборки.

* «Барыня купила чемодан» (Гдовский район)
Барыня купила чемодан, в чемодане сто рублей. Что хотите, то купите. Черным с белым не носите. Рукам – ногам волю не давать, носом творог не макать.

Во время пастьбы пастухи перекликались между собой, друг с другом переговаривались: «Ты скора дамой пайдешь?» - «Скора!» - ну так сгукыимси и домой». Маленькие пастухи «покликали» в поле родителей. Братья и сестры, которые пасли скот у разных хозяев, друг друга «покликают», «один одному «гулы» дает».  «Вукыли» гулко, «гулы» по лесу раздавались. Мать в деревне слышала, как в поле «"покликают", и плакала, жалела, что такие маленькие дети с утра пасут скотину.

Во время пастьбы в поле дети могли голосить («плакать голосом»): они причитывали на солнышко, чтобы оно закатилось и можно было скорей пойти домой; просили, чтобы дождь не пошел; причитывали на гусей, чтобы они не разбегались.

 Дети голосили в поле, обращаясь к солнцу, ветру, к матери:
«Прагляни, теплая солнушка,
Разагрей горькую сиротушку
У чужих людишках, в чистым полюшки.
Няуж ты не живала, теплое солнышко,
В чужих людюшкых?» (Новоржевский район)

Во время пастьбы в поле дети играли на тростниковых дудочках, свистках. Дети в поле могли для развлечения исполнять на дудочках наигрыши под пляску. «Братья в дудки играли, а я выплясывала».



Любимым занятием маленьких пастухов была игра в камешки: несколько камешков подбрасывали особым образом и ловили, используя различные приемы. (Пустошкинский район)

Дети гоняли лошадей в ночное – на пустое поле, «где хлеба не запахана, где пашни нет». Коней спутывали и пускали пастись, а сами разводили костер, играли на гармошке, плясали – «всю ночь шутим». Спали тут же в поле, завернувшись в «кафтанчики».


Родители стремились не только включать детей в трудовую жизнь семьи, но и прививать интерес к труду, поощрять их за хорошую работу.

Записан рассказ, как мать поручила дочери небольшую полоску нивы – «бороздинку», а сама жала рядом и со своей борозды «подбрасывала дочери снопы: «Видите, как Нюшенька жнет?»
По другим рассказам, мать ставила чашку яичницы в поле для детей, чтобы они поскорее «вытягивали лен», а сама украдкой отодвигала чашку подальше, чтобы дети больше поработали (когда весь лен уберут, тогда только поедят яичницу на поле).
Мать учила дочерей жать, а отец учил сыновей пахать на лошади.

Дети активно помогали взрослым и в домашних делах: возили воду, ухаживали за скотом; девочки постарше нянчили своих младших братьев и сестер.

Очень любили дети за любым занятием проговаривать потешки и прибаутки.

Конкурс «Делу время – потехе час»
В псковских потешках вам могут встретиться незнакомые слова. Попробуйте объяснить их значение.
* «Как у нашего Мартина разгулялася скотина»
Как у нашего Мартина разгулялася скотина: тараканы в барабаны, козы в синем сарафане, козел в сюртуке, трубку носит на руке. Голубь на елке играет в «свирелки». Кот на порожке в три ножки бьет, курица на улице «камы» толкет. Кошка в лукошке
«карунки» везет.
Сидит заяц – кривой палец в скрипочку играет, а лисица – торопица песни подпевает. Волк в болоте, медведь на рабате. Елочка для елочки, колючие иголочки. (Невельский район)
 «камы» - комы, изделия из теста.
 «свирелка» -  дудка, на которой играют, тростниковая, бузинная, ивяная.
* «Тыльки – бутыльки – каракульки»
«Тыльки – бутыльки – каракульки», сидел я на елке, на маковке. Хотел я с елки слезть, хотели меня волки съесть. Увидали ребятушки, рассказали моей матушке». (Гдовский район)
«на маковке» - на верхушке

Все маленькие дети любят играть.


Маленькие псковичи делали игрушки своими руками. Летом в поле изготавливали из тряпочек или из глины кукол; также из глины лепили посуду, животных, птиц. Игрушечную посуду украшали, по краям чашечки палочкой  продавливали «брильки» (вмятины). Мальчики делали для кукол «тележки». Зимой, когда плели лапти, из обрезков лыка дети мастерили коров, лошадей, собачек. Животных из лыка складывали таким образом, чтобы они могли стоять на ногах, вырезали голову, корове – роги и ушки подделывали. Игрушечных лошадей и коров «пасли в поле», «кормили». Простая лучина заменяла «человечков» (сверху делали 2 – 3 угловых выреза, напоминающих профиль лица).



В Новосокольническом районе записаны интересные сведения об играх с куклами. Их лепили из глины («гнили»), скручивали или шили из тряпочек. Изготавливали несколько разных кукол – семью с маленькими детьми. Куклам делали руки, «наводили лицо»  (углем). На улице из песка и палочек («чурочек») строили для кукол дом, шили «постели», «варили кашу», пекли «бабашки» из песка; куклы «ходили в гости»; девочки укладывали кукол спать и пели им колыбельные.

На ярмарках также продавали глиняных и тряпочных кукол, деревянных лошадок, глиняные игрушки и свистульки в форме животных и птиц. Некоторые мастера раскрашивали глиняные игрушки и свистки.

Ни один праздник  в старину не обходился без участия детей.

Накануне Рождества дети валялись, кувыркались, прыгали на расстеленной под столом соломе, просили у Коляды овсяного блина. Ребята выбегали на крыльцо с ложками с кутьей и призывали Мороз. Дети принимали участие в святочном ряженье: ребят заворачивали в полог и приносили на вечерку («пчелы»); дети в вывернутых шубах прятались под ногами, щипались.



В Масленицу дети катались с гор на санках, ледянках, «на козлах», взрослые катали ребят на лошадях. Для ребят делали качели (натягивали веревки и клали доску).

Во время Великого поста дети тоже постились. В д. Козлово Новосокольнического района мать старалась показать детям, когда закончится пост: привязывала кринку с молоком высоко к дереву и с течением времени поста постепенно опускала ее вниз. 

В Пасху дети ходили к крестным, и те дарили им яички. На Святой неделе могли вечерами устраивать пляски и игры. Дети приходили на пасхальный костер, прыгали вокруг него.Во время свадьбы дети наблюдали за происходящим, сидя на печке. Маленькой девочке или мальчику поручали «резать косу» во время выкупа невесты.
Наши прабабушки и прадедушки пели и плясали на посиделках и загадывали загадки, чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум.

Есть загадки в нашем крае,
До того мудреные,
Кто загадку отгадает,
попадет в ученые.
Сочинит загадку тот,
Разгадает этот,
А загадка все живет
Со своим секретом.
Да и сложены они
Так хитро и сладко,
Ну, смекалкою блесни,
Вот она, псковская загадка.

Конкурс «Псковская загадка»
Мать толста, дочь красна, а сын под небеса (печка, огонь и дым- Гдовский район)

Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтырь и два ухтыря (корова - Гдовский район)

Загадаю загадку, положу ее, рогатку, выну, оближу и опять положу! (рогатка, которой проверяют, сварился ли овсяный кисель - Порховский район)

Заря «зарявала», ключи потеряла.
Кто ключи найдет, тот меня возьмет.
А солнышко встало, ключи подобрало (солнце высушивает росу - Невельский район)

Маленький, горбатенький, все поле перешел и красну шапочку нашел (серп - Гдовский район)

Бабашка Софья день и ночь «сохня» (заслонка в печи - Гдовский район)

Девица в темнице, коса на улице (морковь -  Себежский район)

Любили маленькие псковичи и скороговорки. Не каждому из вас, ребята, удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Одни скороговорки живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены в наше время. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Скороговорки учат правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Популярны они были и в нашем псковском крае.
Попробуйте быстро и без ошибок прочитать скороговорки.

Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
* Еду в Минск, из Минска – в Пинск, из Пинска – в Двинск; оттуда во
Псков, из Пскова – в Гдов, из Гдова – в Покров, из Покрова – в Ковров.
* Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь   Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, но карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
* Белые бараны били в барабаны. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
* Все бобры для своих бобрят добры.
* Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
* Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
* По двору-подворью в добром здоровье.
* На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.
* Наловила налимов, переналовила, ловила налима, ловила да так и не выловила.

У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас псковская игра.
Играли на Псковщине и зимой, и летом, на улице и в избе.

Распределение ролей в игре происходило при помощи считалок. Вспомните считалки, которые вы знаете. А теперь прочитайте текст старинных псковских считалок и рассчитайтесь.

Конкурс считалок «Счет – пересчет»

Примеры псковских считалок:
Заяц белый, куда бегал? – В лес кудрявый. – Что там делал? – Лычки драл. – Куда клал? – Под колоду. – Что там делал? – Родион, выйди вон! (Невельский, Пустошкинский районы)
Шла торговка мимо рынка и упала на корзинку. В этой маленькой корзинке есть помада и духи, лента, кружево, ботинки. Что угодно для души? (Гдовский район)
Ситки – бритки, вороньи копытки. Сам воронец. Выйди вон, наконец! (Красногородский район)
Девочки – татарочки! Все  взяли по палочке, побежали к мосту, стукнули об доску. Прибежали Ермаки, поснимали армяки. Один армяк и остался дурак! (Порховский район)
Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб – пшеница – кто желает поделиться. (Невельский район)
Палочка – татарочка пришла, никого дома не нашла. (Невельский район)
Новы кони, чем падовы?  - Златым, митам, падпалитам. Медок, сахарок, выйди вон, королек. (Пустошкинский район)
Иван – капитан, чем коня пропитал? - Овсом, серебром. Из копыта под копыто, из телеги прямо грязь, оставайся, белый князь (Невельский район)

Игры «У наших ворот всегда хоровод»

А теперь отдохнем и поиграем в старинные псковские игры.

«Сахар колоть»: становятся спинами, зацепляются руками под локти и приподнимают друг друга. (Себежский район)
«В репку»: садятся друг другу на колени, водящий ходит, подходит к «бабке»:
«- Бабка. Бабка, свинья в огороде!
- Иди выгонь, и репину вытянь, и обколоти».
Ведущий вытягивает всех по очереди, потом – «бабку». Когда «бабку» вытянут, ее колотят. (Себежский район)
«Волк и овечки»: все садились в ряд, выбирали «пастуха» и «волка».
«  - Пасу – пасу до вечера,
Домой гнать нечего.
Волку шкуринку.
А мне мясинку.
Волк – волк, где пить?
- Под кроватью.
Пока «пастух» ходит, «волк» уносит овец», одну за другой, пока всех не переносит. Тогда «пастух» идет к «волку»:
« - Волк – волк, ты видел моих овечек?
- А какие они?
- Белые.
- Белые дорожкой бегли»
«Пастух» ищет «овечек», гонит домой. Тогда «волку» баню топят, «волка» в баню зовут. « - Волк – волк, иди в баню.
- Какие дрова?
 - Березовые.
- Не мой дух».
Отказывается идти, пока не скажут «волчья груша». Тогда волк идет в баню и его «парят»: ложится на пол, все его шлепают. (Себежский район)

Летом обычно играли на лужайке или на поляне.В «12 палочек» (дети прячутся, пока тот, кто водит, собирает 12 палочек).
В «косой дождь» (становятся спиной в круг, берутся за руки и бегают, пока не упадут). Играли в «заднюю пару» - становятся по два человека в ряд, кричат: «Гари, гари ясна, штобы не пагасла, задняя пара – пашла в ход!» или «Задняя пара, наперед, направо!» Последняя пара бежит вперед, а один человек, который стоит впереди, их ловит. 
В «огурцы»: становятся в круг, берутся за руки. Кружатся как можно сильнее, кто отлетит – смеются, говорят: «Вот огурец отлетел» Этот выходит из игры. Играют, пока не останется человек 5 – 6. (Себежский район)
«Солома горит»: делают ямочку, вкапывают колышек, вокруг каждый кладет по камешку. К колышку привязывают веревку, один бегает, держась за веревку, и непускает к камешкам. Остальные бегают и кричат: «Солома горит!» Стараются схватить свои камешки. Чей камешек останется последним, тот водит. (Себежский район)

Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою родину сберечь.

 А еще, конечно, на Псковщине, впрочем, как и в других регионах России, и дети, и взрослые любили слушать и  рассказывать сказки.

Послушайте псковскую сказку про козла в исполнении педагога дополнительного образования центра «Надежда» Ивановой Натальи Геннадьевны. Обратите внимание, что выступает Н.Г. Иванова в псковском национальном костюме.


Надеемся, что для вас любовь к  малой Родине станет сильнее через познания сокрытых  сокровищ старины.


Использованные источники:

1.    Историко-этнографические очерки Псковского края / Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования ; С.-Петерб. гос. ун-т, ист. фак. ; [авт. кол.: В. И. Борисова, И. И. Верняев, А. В. Гадло и др. ; отв. ред. А. В. Гадло]. - Псков : ПОИПКРО, 1999. - 315 с.
2.    Народная традиционная культура Псковской области : обзор экспедиц. материалов. : в 2 т. / Комитет по культуре Псков. обл., Обл. центр. нар. творчества ; Е. А. Валевская, И. В. Королькова, Г. В. Лобкова и др. ; отв. ред. Г. В. Лобкова . - СПб. ; Псков : Изд-во Областного центра народного творчества, 2002.
3.    Псковская энциклопедия / гл.ред. А. И. Лобачев. - Псков : Изд-во "Псков. энцикл.", 2003. - 910 с. - (1100 лет Пскову).
4.    Язык и культура в системе подготовки педагога дошкольного образования : псковский опыт / [под ред. проф. Т. Г. Никитиной]. – Псков : [ООО «ЛОГОС Плюс»], 2011. – 290 с.

Поделись блогом

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Популярные сообщения блога