Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова

Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова

Мемориальный музей-усадьба Николая Андреевича Римского-Корсакова является филиалом псковского музея-заповедника и состоит из двух усадеб – Вечаша и Любенск. Это уголок чудесной русской природы, с которым неразрывно связаны жизнь и творчество одного из гениев русской культуры XIX-XX в. — Н. А. Римского-Корсакова. 

На конец 2022 года открыта только одна усадьба – Вечаша. Любенск закрыт.

Музей-усадьба имени великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова состоит из двух соседних усадеб — Любенск и Вечаша. Они находятся в северной части Псковской области на расстоянии 100 км от Пскова, 190 км от С.-Петербурга и в 50 км от города Луги по шоссе Петербург-Киев.

Музей создан в этом краю с чудесной природой не случайно. Ведь любовь к природе, преклонение перед ней Николай Андреевич пронес через всю свою жизнь. Она дарила ему вдохновение, в ее окруженииему работалось особенно легко. Из 15 своих опер, Римский-Корсаков сочинял в Вечаше «Ночь перед Рождеством», «Садко». «Царскую невесту», «Сказку о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже»; в Любенске он написал последнюю свою оперу «Золотой петушок».

Николай Андреевич родился и вырос в Тихвине, на краю этого небольшого провинциального города, возле реки, близ полей и лесов. Там его мать, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу.

Имения Любенск и Вечаша были любимыми местами летнего отдыха Н. А. Римского-Корсакова и его семьи. По дореволюционному административному делению ранее они относились к Лужскому уезду Петербургской губернии.  Места этого края (теперь уже Псковского края) привлекали русского композитора мягкой красотой столь любимой им российской северной природы. 

«Милая Вечаша»

Вечаша расположена в 14 км от железнодорожной станции Плюсса, в 6 км от от шоссе Санкт-Петербург — Киев (на 186 км от Санкт_Петербурга).

В полюбившемся ему краю Николай Андреевич провел 16 летних сезонов, и особенно мила его сердцу стала усадьба С.М. Огаревой Вечаша, куда приезжала семья Римского-Корсакова на летний сезон.  Вечаша в давние времена принадлежала Дмитрию Васильевичу Татищеву, получившему ее в 1785 году в дар от Екатерины II. Затем Вечаша перешла к действительному статскому советнику Петру Ильичу Юркевичу. В самом начале 1890-х годов ее купил на имя жены, Софьи Михайловны, полковник Ф. А. Огарев, видимо дальний родственник известного поэта и публициста Н.П. Огарева.

Из всей усадебной земли в 35 гектар более половины занимал огромный старинный живописный парк, раскинувшийся по берегу поэтичного озера Песно.

Его несколько запущенные тенистые аллеи с вековыми деревьями и пышными кустами белых и алых роз между ними; солнечные лужайки парка и широкий простор озера, окаймленного прибрежными камышами; скромные деревянные усадебные строения; тишина и безлюдье — были по душе Николаю Андреевичу. Это располагало к творчеству и к отдыху от городской суеты. Там, в «милой Вечаше», на протяжении 1894 — 1905 годов, Римский-Корсаков проводил лето и работал над своими произведениями 6 раз.

Любенск

Усадьба Любенск расположена в 15 км от железнодорожной станции Плюсса. Сейчас это основной мемориальный комплекс Музея-заповедника Н.А. Римского-Корсакова. 

Впервые в Любенск Н. А. Римский-Корсаков вместе с семьёй на лето приехал в 1907 году, тогда ему было 63 года. Дом они сняли у Александры Викторовны Бухаровой, которая к тому моменту задумалась о продаже имения.  Это очаровательное местечко очень нравилось всем членам семьи. Типичная маленькая скромная русская усадьба с деревянными жилыми домами и хозяйственными строениями (кроме сложенного из грубого камня здания конюшни) она возникла в середине XIX века.

К концу лета композитор договорился с владелицей о покупке усадьбы. За 13 тысяч 500 рублей Римские-Корсаковы получили дом и 8 гектаров земли. На следующий год семья композитора уже приехала на свою собственную дачу. По этому поводу Николай Андреевич написал:  «Мама и дети хлопочут по хозяйству, а я смотрю и радуюсь: как приятно иметь собственность, да при том такую замечательную. Никакая наёмная дача не идёт ни в какое сравнение с собственной!».

Ее расположение на высоком месте (более 30 м над озером Песно) на склоне южной ориентации и наличие деревьев разных пород, в том числе лиственниц, лип и вековых дубов, позволили более 100 лет тому назад создать живописный усадебный комплекс.

Компактно сгруппированные Большой дом, Дача, Семейная, Конюшня, Птичник, Амбар, Малый дом и Ледник формировали часть усадьбы с хозяйственным двором и акациевым кружком с охватывающей его дорожкой, подводящей к крыльцу Большого дома. Три пруда — Овальный, Зеркальный и Озерцо придают живописность всей усадьбе.

Центральную композицию составляют расположенный на самом высоком месте Большой дом, расстилающийся перед ним просторный цветник, обрамленный слегка изогнутыми аллеями из сирени и акации, и Овальный пруд с группами дубов по сторонам, к которому спускается этот цветник. На той же композиционной оси по другую сторону Большого дома находятся Главные ворота усадьбы и акациевый кружок.

Локальные парковые композиции  у Зеркального пруда с мостиком из  березовых стволов через вытекающий из пруда ручей, беседка под старой липой, цветнички у Дачи и Малого дома — все это придавало особую прелесть и уют всей усадьбе.

В семье Римских-Корсаковых возникла мечта приобрести что-либо подобное для себя, чтобы не было необходимости каждый год подыскивать на лето дачу. Николай Андреевич, как и Надежда Николаевна, никаких наследственных имений или капиталов не имели. Но, после более чем 40 лет напряженного труда на поприще музыки, Николай Андреевич мог себе позволить купить небольшую усадьбу. Бухарова же оказалась в материально затруднительном положении и вынуждена была свою усадьбу с небольшим клочком земли (всего, вместе с самой усадьбой, около 20 гектар) продать.

Лето 1907 года, проведенное Николаем Андреевичем в Любенске, ознаменовалось необычайно интенсивным сочинением «Золотого петушка». Это был последний, блестящий всплеск его гения. Работа шла лихорадочно быстро, как будто он боялся не успеть ее закончить. Плохое состояние здоровья, подорванного напряженным на протяжении долгих лет трудом, заставляло его спешить.

Оперу свою он тогда в Любенске досочинил, но своей усадьбой, на которую осенью того же года была совершена купчая, долго пользоваться ему не пришлось. Переехав туда следующей весной после тяжелого приступа сердечной астмы, Николай Андреевич, несмотря на чудный воздух и полный покой, от болезни так и не оправился. Композитор скончался в Любенске в 1908 году.

Смотреть подробнее об этом в проекте Елены Лешкиной «Блог путешественника»: Путешествие девятое: пироги, сирень и мужчина в белом.

Обе усадьбы — Любенск и Вечаша, где жил и творил Н. А. Римский — Корсаков, а Любенск еще и освященный кончиной этого великого музыканта, стали значительными памятниками культуры России, местом дорогим сердцу каждого русского человека.

Но судьба отнеслась к ним жестоко. С установлением в России в 1917 году советского режима территориями этих усадеб завладел местный совхоз. И с этого времени начались все беды. Жилые дома в Любенске, также как и в Вечаше, были заселены семьями рабочих совхоза, но ухода за зданиями не было. Многие дома позднее были разобраны, старинному парку тоже был нанесен большой ущерб.

Самый же большой урон был нанесен Любенску в конце войны 1941-1944 годов, когда при уходе немецких войск из этих мест все усадебные здания были сожжены. В усадьбе уцелели лишь каменная конюшня и, к счастью, фундаменты почти всех деревянных строений.

Решение Министерства культуры Российской Федерации создать единый Музей-заповедник на территориях Любенска и Вечаши появилось более 30 лет тому назад (апрель,1967). Вскоре взялись за реставрацию парка Вечаши. Восстановлением же Любенска занялись лишь с 1980 года, когда начались общие по Музею-заповеднику проектно-восстановительные работы, и на протяжении нескольких лет были составлены проекты восстановления всех строений и парка усадьбы.

Основой для них стали документы семейного архива Римских-Корсаковых, включающего более сотни фотографий Любенска 1907-1913 годов, а также рисунки, сделанные по памяти членами этой семьи, хорошо помнившими Любенск даже с мелкими деталями внешнего облика домов, их интерьеров и композиции парка. Усадебный  парк стремились сохранить таким же, каким был при Николае Андреевиче.

Любенск-Вечаша на старых фото

Сейчас по аллеям с несколькими сохранившимися старинными липами подсажено много деревьев, обновлено дорожное покрытие аллей. На берегу озера Песно в Вечаше, у выхода к нему Купальной аллеи, сооружены мостки, идущие далеко в озеро, как это было, когда там жили Римские -Корсаковы.

За годы существования Музея-заповедника его сотрудники собрали много предметов деревенского быта XIX века и эта коллекция экспонирована в одной из комнат Главного дома.

Интересно, что именно в Любенске и Вечаше в 2006 году отснял свою «Ветку сирени» о Рахманинове Павел Лунгин, здесь же в 2007 году Игорь Зайцев снимал сцены сериала «Диверсант. Конец войны» (4 серия).


Рекомендуем