Виртуальное путешествие по Пскову и Псковскому краю для детей. Краеведческий интернет-проект МАУК "ЦБС" г.Пскова

Церкви и монастыри Пскова

«Красуются псковские храмы над вечной светлой водой»


Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
             «Благовест» А. К. Толстого


Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век компьютеров и новых технологий, а мы с вами окунёмся в седую древность. Мы постараемся  увидеть в сегодняшнем Пскове город древний и современный, необыкновенно красивый и своеобразный.

«Что ни город, то норов»,- так гласит древняя поговорка Руси. Это сказано словно бы о храмах и крепостях нашего города, все они самобытны и неповторимы; то они открыто смотрят с берегов рек, то прячутся в гуще застройки. Крепостные стены и башни - величественные и суровые, белостенные храмы,  простые и радостные, с такими же приветливыми крыльцами; высокие, мощные стены звонниц или маленькие звоничики, примостившиеся на краю кровли... Они дополняют друг друга и неотъемлемы от тех мест, где построены.

Каменное зодчество древнего Пскова сохранилось до наших дней.  Летописец любовно называл псковских каменщиков мастерами каменносечной хитрости.

Особенной была псковская архитектура. Но прежде чем рассказать о том, что же отличает псковские храмы, выполним первое задание, которое поможет нам уточнить значение некоторых слов.


Викторина  «Архитектурная мозаика»

*Глава на храме
Купол
Маковица
Пик

*Венчающая часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан
Труба
Бубен

*Глухой барабан без оконных проемов называется …
Шея
Голова
Шлем

*Купол с барабаном и крестом, увенчивающий храм, как правило, в форме шлема или луковицы.
Глава
Шатер
Верхушка

*Шар на завершении купола под крестом.
Яблоко
Тыковка
Яйцо

*Декоративный элемент в виде полукруглого щита, напоминающий женский головной убор.
Кокошник
Капор
Венчик

*Маленькие выступы с загнутыми в стороны краями над купольными окнами.
 Бровки
Реснички
Перемычки

*Отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.
Колокольня
Звонница
(Колокольня - башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию.
До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами).

В чем же самобытность  псковских храмов?
Псковичи строили  храмы обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине.
Их обмазывали известковым раствором и белили. Обмазка подчеркивала неровности кладки.
Оттого стены храмов получались шероховатыми, и от этого храм как будто оживал: утром вставало солнышко и радостными, бодрыми лучиками пускала длинные тени, наступал день – и солнце в зените пускает тень точно вниз. Да и сами храмы – неровные, белые или чуть – чуть розоватые – как лебеди в своем белоснежном оперении.
И украшены они были по-особому.


С ХIV-ХV столетий на Псковских церквах появляются очень красивые узоры из простейших геометрических фигур: квадратов и треугольников.  Классический псковский орнаментальный пояс, состоящий из двух рядов прямоугольных и между ними одного ряда треугольных впадин, складывался из небольших, совершенно необработанных, а лишь обколотых до нужного размера плиток. Окончательная форма орнаменту придавалась обмазкой. Ими украшаются купольные барабаны.  Эти узорчатые каймы составляют особенность Пскова. Редкая церковь их не имеет. Очень часто к ним присоединяются углубления в виде кокошников с уступами внутри. Эти создания чисто народного местного творчества обличают недюжинный художественный вкус самобытных Псковских зодчих того времени. Подобные украшения можно видеть почти на всех Псковских церквах, но особенно они развиты на Никольской со Усохи, Варлаамской и Богоявленской.


С конца XV века появляются цветные изразцовые пояски, придающие новую прелесть церковным куполам.


К числу чисто Псковских украшений относятся еще надоконные "бровки", очень излюбленные в Пскове,  они изящно поднимаются углом над самым оконцем. Как же их делали? Над окном в барабане церкви каменщики укладывали две наклонные плитки, а под ними еще такие же ровные плитки расходились в стороны, но выдвигали их на несколько сантиметров за лицо стенки. Таким образом, получалась «бровка».
Псковичи предпочли шлемовидным куполам, что были распространены, купола – луковки.



Одну из особенностей Псковского зодчества, как церковного, так и гражданского, составляют крыльца своеобразного Псковского пошиба: впереди ставили два толстых каменных столба; между ними перекидывали арку; с каждого столба такие же арки перекидывались на стену; сверху все сооружение покрывалось двускатной крышей. Такие крыльца находятся при Пароменской, Иоакимо-Анненской, Георгиевской, Воскресенской, Образской, Козьмодемьянской с Гремячей горы и др. церквах.



Другая Псковская особенность - это знаменитые звонницы, "очаровательные небольшие сооружения, создания немудреного ума, но поистине теплого чувства, проникнутые тонкой поэзией и чутьем прекрасного".

Под церквами устраивались подвалы, в которых хранилось церковное имущество, а иногда и купеческие товары. Такие подвалы находятся почти под каждою древнею Псковскою церковью. И, может быть, именно в этом подвале был  найден вот такой древний сундучок. Попробуйте отгадать по описанию, какие предметы хранятся в нашем сундучке.



Конкурс «Тайны древнего сундучка»
1 предмет
Лики как товарищи,
Смотрят понимающе,
С потемневших досок на меня…
                   Владимир Высоцкий
(Икона)

2 предмет
Основной природный материал, из которого были построены все храмы Пскова.
(Известняк)

3 предмет
Без него спокойно обходились при постройке храмов в древности, современные строители начинают работу только когда он есть.
(Чертеж)

4 предмет
* Колокольня нова,
Колокольня бела,
Под маковкой черно,
Маковка золотая.

*Печаль навевает немного
Отсвет золотого луча...
Посредник меж нами и Богом,
Имеющий имя — …
(Свеча)

5 предмет
*Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык.
 (Колокол)

Путешествуя по псковской земле, мы  любуемся торжественностью и мощью ее архитектурных памятников.

«Сердцем» Пскова можно назвать то место, откуда город пошел: Кром и Троицкий собор - символы всей Псковской земли.


На стрелке двух рек псковичи поставили крепость — Кром. С двух сторон Кром был защищен реками. С третьей — у Першей, или у Персей, то есть у стены, которая грудью встречала врага, — была выкопана «Гребля» — глубокий ров, наполненный водой. Через Греблю был переброшен подъемный железный мост на цепях. Когда враги хотели попасть в древнюю крепость, то им нужно было перейти Греблю с помощью этого моста и прорваться через ворота, за которыми, как они ожидали, был непосредственно город.

Но не тут - то было! Прорвавшись через ворота, враг оказывался в ловушке, которую псковичи называли захаб. Слово “захаб” происходит от древне - русского “охабень”, что означает – “рукав”. И действительно, этот длинный узкий коридор напоминает рукав. На выходе из этого коридора были сооружены еще одни ворота, довольно прочные и надежные. Но до них вряд ли кому из врагов удавалось дойти, так как пространство здесь перегораживалось опускными решетками. Запустив неприятеля в ловушку, псковичи поднимали мост на металлических цепях, а на головы врага бросали бревна и камни, лили кипяток и кипящую смолу.

Белостенный, златоглавый.
Осенен великой славой
Светлый Троицкий собор.
(Морозкина Е. Н.)

Вот он - Троицкий собор: белостенная громада, уходит своими главами в самое небо, туда, где, словно воды реки, текут бесконечные облака. А рядом с ним высится мощный столп колокольни, словно дозорный, охраняющий город.


В ясные дни Троицкий собор виден за многие километры. Он занимает в городе высшую точку и словно держит весь Псков в своей деснице. Много в Пскове крупных новостроек, но ни одно современное здание не сумело заслонить Троицкий собор, оспорить у него господство над городом. Да это и справедливо, ибо веками копил он свою духовную силу, был символом героической истории города. Недаром в трудную минуту призывал князь Довмонт: «Братья мужи-псковичи! Потягаете за святую Троицу... за свое отечество».

Дошедший до нас каменный Троицкий собор по счету третий. Он построен в 1699 году. Первый каменный собор был возведен в 1138 году.

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече. Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, а также юродивого Николки Салоса.  В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей псковских»— настоящее сердце стольного града Пскова.


Высок и затейлив иконостас в 7  ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии.

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка – Успение с Жабьей Лавицы, Никола со Усохи или Козьма и Дамиан с Примостья.





Церковь Николы со Усохи поставлена в 1536 году. Место, где стоит эта церковь, являлось в далеком прошлом границей осушаемого болота,  и называлось "усохою". Рядом протекала Зрачка - ручей. Ныне существующая церковь построена на месте старой каменной, поставленной в 1371 году. Церковь Николы со Усохи - одноглавая, четырехстолпная. С южной стороны примыкает часовня "Неугасимая свеча", получившая некогда свое название из-за свечи или лампады, постоянно горевшей перед иконой Николая Чудотворца.
Одновременно с церковью на северной стене поставлена звонница. Позднее она перестроена в колокольню, на ней было семь колоколов.
Удивительно красивый и внутри, и снаружи храм...
Согласно легенде, когда в 1570 году царь Иоанн Грозный проезжал мимо церкви, как положено по уставу, зазвонил колокол, царский конь испугался, и царь велел отрубить «уши» большому колоколу.



Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV –XVI вв.

Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.
Первое строительство храма Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Барабан и апсиды украшены трехполосным псковским орнаментом из геометрических фигур, на шее барабана, выше орнаментного пояса, идет кольцо кокошников.




Церковь Преподобномученицы Анастасии Римлянки и Великомученицы Анастасии Узорешительницы на Анастасиевской горке.
Церковь Анастасии Римлянки, или Анастасии в Кузнецах, именуемая так по названию местности, где селились кузнецы. Как читаем в летописи, "церковь деревянную святую Анастасию, на Кузнецкой улице, псковичи возвели в 1488 году во время сильного мора (эпидемии).  Церковь Анастасии Римлянки была одной из живописнейших в городе. Под 1637 годом в летописи описан следующий случай. Перед проходившим здесь 12-летним мальчиком явился некто с крыльями, но без ног, и велел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После этого мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят в воздух выше церковного креста.




Церковь Святого Преподобного Варлаама Хутынского
Первое упоминание о церкви относится к 1466 году, когда она в один день построена по обету для избавления Пскова от мора (эпидемии). Каменная церковь построена в 1495 году. В древности рядом находились Варлаамские ворота, через которые 13 сентября 1472 года в Псков въехала Софья Палеолог, невеста Великого князя Ивана III Васильевича.
В 1615 году здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа, именно здесь шведы пошли на решительный штурм, но город выстоял. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамовскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены стрелами с купола церкви.



 Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома
Покровский от Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: в воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.
Этот небольшой, скромный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей - близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё  ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

Перед тем, как продолжить наше путешествие, немного отдохнем и попробуем разгадать загадки о храме и о том, что находится внутри него.

Загадки «Божий дом и что в нем»
*Летит соколок через Божий домок, говорит: «В этом домике моя сила горит».
 (Пчела, церковь, восковая свеча)

*Живой неживого бьет, тот вовсю ревет, созывает в храм народ.
(Звонарь, колокол)

*У иконы висит,
Вся сияет, блестит,
А внутри маячок –
Золотой светлячок.
( Лампада)

*Как одна, они стройны,
Как одна, они ровны,
Все торжественно стоят,
Пред иконами горят.
(Свечи)

*Есть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно,
Кто мимо идёт – ей поклонится
И тихо, неспешно помолится.
(Икона)

*Льется, льется дивный звон.
 Всех зовет к молитве он.
 Знаешь ты, и знаю я,
 То звонят…….             
(Колокола)

*На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
*Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
(Храм)

Ведущий:
…Где за озерками, во мшинах,
На неприметном бугорку
Сереет монастырь старинный,
Пообветшавшийна веку.
                   Е. Н. Морозкина

Богата земля Псковская монастырями. Их невозможно обойти ни за неделю, ни за месяц. Это долгое путешествие. И не только потому, что расположены они чаще всего в лесной глуши, куда нет хороших дорог. Создание и жизнь каждого из них – это своя, очень богатая история. Не каждому дано узнать и понять ее. Изначально монастыри появлялись как поселения людей, которые хотели посвятить себя молитве, служению Богу. Для этой цели ставили часовни или вырывали землянки. Так был создан Мирожский и Снетогорский монастыри в Пскове.


Слава Спасо - Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Расположен он на мысу, на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи.


Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель обращена к городу.  По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого, святителем Нифонтом Новгородским и преподобным Авраамием.


Самая древняя, сохранившаяся монастырская постройка — храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом.


Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире.

 
На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину -  чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, то есть моление.  Впоследствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы...


На чаше преподобного Нифонта была надпись: "Святой епископ Нифонт... будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде... во Псков и созда... церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави".

В обители находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь было переписано и сохранено для потомков "Слово о полку Игореве".



Так как монастырь находился вне городских стен в последующие века он часто подвергался разорению. С XVI века монастырь был одним из богатейших среди обителей Пскова: он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.

В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь.



Название горы — Снятная — происходит от слова «снеть». Снеток — крошечная рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя.

В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и разграбили его. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы. Вскоре он был расписан фресками и стал главной святыней монастыря. Образцом для нового собора был псковский Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Снетогорская обитель являлась важным духовным центром Пскова; отсюда происходят: преподобный Иоасаф, псковский чудотворец, святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, патриарх Иоасаф. В 15 в. монастырь посетила наследница византийского престола Софья Палеолог;в 19 в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал А. С. Пушкин.

 
Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря - это каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году и вскоре расписанный. Лучшее в Снетогорье - его всемирно известные фрески.


В прежнее время Снетную гору венчал громадный, высотой 80 метров, столп колокольни, почти не уступавшей по высоте Ивану Великому. Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. Он выполнял важные оборонительные функции: контролировал подходы по реке Великой со стороны Псковского озера. Не случайно здесь была выстроена огромная колокольня — она попутно являлась дозорной башней, откуда было видно на много верст вокруг.

Храмы... они как линии судьбы, у каждой своя история – радостная и грустная. А те факты, о которых мы сегодня рассказали, надеемся, помогут вам полнее представить себе облик нашего города в прошлом и прикоснуться к его истории. Псков – наш отчий край, древний город Руси, ставший нашей судьбой на всю жизнь.
Недаром гласит народная мудрость: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!
Любите, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..
Любите кровли белых хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский, хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..
Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской.
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!
«Любите, дети, старину» С. С. Бехтеева.



Использованные источники:
1.    Комеч, А.И. Каменная летопись пскова 12-начала 16 века / А.И. Комеч. – М . : Северный паломник, 2003. - 256 с.
2.    Морозкина, Е.Н. Щит и зодчий : путеводитель по древнему Пскову / Елена Морозкина. - Псков : Отчина, 1994. - 132 с.
3.    Орлов, В. Храмы Псковской земли / Владимир Орлов. - Изд. 2-е, доп. - Великие Луки : Изд-во Сергея Маркелова, 2011. - 250 с. - (В поисках утраченного).
4.    Плоткин, К.М. Древний Псков : [эссе] / К. М. Плоткин. - Псков : [б. и.], 1997. - 157 с.
5.    Спегальский, Ю.П. Избранные статьи : к 100-летию со дня рождения / Ю.П. Спегальский. - Псков : [б. и.], 2009. – 126 с.
6.    Храмы и монастыри Губернского Пскова : сб. дореволюционных публикаций / сост. и авт. вступ. ст. Н.Ф. Левин. - Псков : Псков. обл. типография, 2005. – 501 с. - (Псковская историческая библиотека).


Поделись блогом

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Популярные сообщения блога