Виртуальное путешествие по Пскову и Псковскому краю для детей. Краеведческий интернет-проект МАУК "ЦБС" г.Пскова

Церкви и монастыри Пскова

«Красуются псковские храмы над вечной светлой водой»


Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
             «Благовест» А. К. Толстого


Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век компьютеров и новых технологий, а мы с вами окунёмся в седую древность. Мы постараемся  увидеть в сегодняшнем Пскове город древний и современный, необыкновенно красивый и своеобразный.

«Что ни город, то норов»,- так гласит древняя поговорка Руси. Это сказано словно бы о храмах и крепостях нашего города, все они самобытны и неповторимы; то они открыто смотрят с берегов рек, то прячутся в гуще застройки. Крепостные стены и башни - величественные и суровые, белостенные храмы,  простые и радостные, с такими же приветливыми крыльцами; высокие, мощные стены звонниц или маленькие звоничики, примостившиеся на краю кровли... Они дополняют друг друга и неотъемлемы от тех мест, где построены.

Каменное зодчество древнего Пскова сохранилось до наших дней.  Летописец любовно называл псковских каменщиков мастерами каменносечной хитрости.

Особенной была псковская архитектура. Но прежде чем рассказать о том, что же отличает псковские храмы, выполним первое задание, которое поможет нам уточнить значение некоторых слов.


Викторина  «Архитектурная мозаика»

*Глава на храме
- Купол
- Маковица
- Пик

*Венчающая часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
- Барабан
- Труба
- Бубен

*Глухой барабан без оконных проемов называется …
- Шея
- Голова
- Шлем

*Купол с барабаном и крестом, увенчивающий храм, как правило, в форме шлема или луковицы.
- Глава
- Шатер
- Верхушка

*Шар на завершении купола под крестом.
- Яблоко
- Тыковка
- Яйцо

*Декоративный элемент в виде полукруглого щита, напоминающий женский головной убор.
- Кокошник
- Капор
- Венчик

*Маленькие выступы с загнутыми в стороны краями над купольными окнами.
- Бровки
- Реснички
- Перемычки

*Отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.
- Колокольня
- Звонница
(Колокольня - башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами).

     В чем же самобытность  псковских храмов?
   Псковичи строили  храмы обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине. Их обмазывали известковым раствором и белили. Обмазка подчеркивала неровности кладки. Оттого стены храмов получались шероховатыми, и от этого храм как будто оживал: утром вставало солнышко и радостными, бодрыми лучиками пускала длинные тени, наступал день – и солнце в зените пускает тень точно вниз. Да и сами храмы – неровные, белые или чуть – чуть розоватые – как лебеди в своем белоснежном оперении.
И украшены они были по-особому.


    С ХIV-ХV столетий на Псковских церквах появляются очень красивые узоры из простейших геометрических фигур: квадратов и треугольников.  Классический псковский орнаментальный пояс, состоящий из двух рядов прямоугольных и между ними одного ряда треугольных впадин, складывался из небольших, совершенно необработанных, а лишь обколотых до нужного размера плиток. Окончательная форма орнаменту придавалась обмазкой. Ими украшаются купольные барабаны.  Эти узорчатые каймы составляют особенность Пскова. Редкая церковь их не имеет. Очень часто к ним присоединяются углубления в виде кокошников с уступами внутри. Эти создания чисто народного местного творчества обличают недюжинный художественный вкус самобытных Псковских зодчих того времени. Подобные украшения можно видеть почти на всех Псковских церквах, но особенно они развиты на Никольской со Усохи, Варлаамской и Богоявленской.


С конца XV века появляются цветные изразцовые пояски, придающие новую прелесть церковным куполам.


  К числу чисто Псковских украшений относятся еще надоконные "бровки", очень излюбленные в Пскове,  они изящно поднимаются углом над самым оконцем. Как же их делали? Над окном в барабане церкви каменщики укладывали две наклонные плитки, а под ними еще такие же ровные плитки расходились в стороны, но выдвигали их на несколько сантиметров за лицо стенки. Таким образом, получалась «бровка».

       Псковичи предпочли шлемовидным куполам, что были распространены, купола – луковки.



    Одну из особенностей Псковского зодчества, как церковного, так и гражданского, составляют крыльца своеобразного Псковского пошиба: впереди ставили два толстых каменных столба; между ними перекидывали арку; с каждого столба такие же арки перекидывались на стену; сверху все сооружение покрывалось двускатной крышей. Такие крыльца находятся при Пароменской, Иоакимо-Анненской, Георгиевской, Воскресенской, Образской, Козьмодемьянской с Гремячей горы и др. церквах.



     Другая Псковская особенность - это знаменитые звонницы, "очаровательные небольшие сооружения, создания немудреного ума, но поистине теплого чувства, проникнутые тонкой поэзией и чутьем прекрасного".

     Под церквами устраивались подвалы, в которых хранилось церковное имущество, а иногда и купеческие товары. Такие подвалы находятся почти под каждою древнею Псковскою церковью. И, может быть, именно в этом подвале был  найден вот такой древний сундучок. Попробуйте отгадать по описанию, какие предметы хранятся в нашем сундучке.


Конкурс «Тайны древнего сундучка»
1 предмет
Лики как товарищи,
Смотрят понимающе,
С потемневших досок на меня…
                   Владимир Высоцкий
(Икона)

2 предмет
Основной природный материал, из которого были построены все храмы Пскова.
(Известняк)

3 предмет
Без него спокойно обходились при постройке храмов в древности, современные строители начинают работу только когда он есть.
(Чертеж)

4 предмет
* Колокольня нова,
Колокольня бела,
Под маковкой черно,
Маковка золотая.

*Печаль навевает немного
Отсвет золотого луча...
Посредник меж нами и Богом,
Имеющий имя — …
(Свеча)

5 предмет
*Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык.
 (Колокол)

Путешествуя по псковской земле, мы  любуемся торжественностью и мощью ее архитектурных памятников. «Сердцем» Пскова можно назвать то место, откуда город пошел: Кром и Троицкий собор - символы всей Псковской земли.


       На стрелке двух рек псковичи поставили крепость — Кром. С двух сторон Кром был защищен реками. С третьей — у Першей, или у Персей, то есть у стены, которая грудью встречала врага, — была выкопана «Гребля» — глубокий ров, наполненный водой. Через Греблю был переброшен подъемный железный мост на цепях. Когда враги хотели попасть в древнюю крепость, то им нужно было перейти Греблю с помощью этого моста и прорваться через ворота, за которыми, как они ожидали, был непосредственно город.



       Но не тут - то было! Прорвавшись через ворота, враг оказывался в ловушке, которую псковичи называли захаб. Слово “захаб” происходит от древне - русского “охабень”, что означает – “рукав”. И действительно, этот длинный узкий коридор напоминает рукав. На выходе из этого коридора были сооружены еще одни ворота, довольно прочные и надежные. Но до них вряд ли кому из врагов удавалось дойти, так как пространство здесь перегораживалось опускными решетками. Запустив неприятеля в ловушку, псковичи поднимали мост на металлических цепях, а на головы врага бросали бревна и камни, лили кипяток и кипящую смолу.

Белостенный, златоглавый.
Осенен великой славой
Светлый Троицкий собор.
                  Морозкина Е. Н.

        Вот он - Троицкий собор: белостенная громада, уходит своими главами в самое небо, туда, где, словно воды реки, текут бесконечные облака. А рядом с ним высится мощный столп колокольни, словно дозорный, охраняющий город.


      В ясные дни Троицкий собор виден за многие километры. Он занимает в городе высшую точку и словно держит весь Псков в своей деснице. Много в Пскове крупных новостроек, но ни одно современное здание не сумело заслонить Троицкий собор, оспорить у него господство над городом. Да это и справедливо, ибо веками копил он свою духовную силу, был символом героической истории города. Недаром в трудную минуту призывал князь Довмонт: «Братья мужи-псковичи! Потягаете за святую Троицу... за свое отечество».

     Дошедший до нас каменный Троицкий собор по счету третий. Он построен в 1699 году. Первый каменный собор был возведен в 1138 году.

      Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече. Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, а также юродивого Николки Салоса.  В соборе и вокруг него - захоронения великих «мужей псковских» -  настоящее сердце стольного града Пскова.

  

     Высок и затейлив иконостас в 7  ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии.

     Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка – Успение с Жабьей Лавицы, Никола со Усохи или Козьма и Дамиан с Примостья.




      Церковь Николы со Усохи поставлена в 1536 году. Место, где стоит эта церковь, являлось в далеком прошлом границей осушаемого болота,  и называлось "усохою". Рядом протекала Зрачка - ручей. Ныне существующая церковь построена на месте старой каменной, поставленной в 1371 году. Церковь Николы со Усохи - одноглавая, четырехстолпная. С южной стороны примыкает часовня "Неугасимая свеча", получившая некогда свое название из-за свечи или лампады, постоянно горевшей перед иконой Николая Чудотворца. 
    Одновременно с церковью на северной стене поставлена звонница. Позднее она перестроена в колокольню, на ней было семь колоколов.
    Удивительно красивый и внутри, и снаружи храм...
Согласно легенде, когда в 1570 году царь Иоанн Грозный проезжал мимо церкви, как положено по уставу, зазвонил колокол, царский конь испугался, и царь велел отрубить «уши» большому колоколу.



   Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV –XVI вв.

   Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.
Первое строительство храма Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Барабан и апсиды украшены трехполосным псковским орнаментом из геометрических фигур, на шее барабана, выше орнаментного пояса, идет кольцо кокошников.




      Церковь Преподобномученицы Анастасии Римлянки и Великомученицы Анастасии Узорешительницы на Анастасиевской горке.
      Церковь Анастасии Римлянки, или Анастасии в Кузнецах, именуемая так по названию местности, где селились кузнецы. Как читаем в летописи, "церковь деревянную святую Анастасию, на Кузнецкой улице, псковичи возвели в 1488 году во время сильного мора (эпидемии).  Церковь Анастасии Римлянки была одной из живописнейших в городе. Под 1637 годом в летописи описан следующий случай. Перед проходившим здесь 12-летним мальчиком явился некто с крыльями, но без ног, и велел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После этого мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят в воздух выше церковного креста.




       Церковь Святого Преподобного Варлаама Хутынского
     Первое упоминание о церкви относится к 1466 году, когда она в один день построена по обету для избавления Пскова от мора (эпидемии). Каменная церковь построена в 1495 году. В древности рядом находились Варлаамские ворота, через которые 13 сентября 1472 года в Псков въехала Софья Палеолог, невеста Великого князя Ивана III Васильевича.
В 1615 году здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа, именно здесь шведы пошли на решительный штурм, но город выстоял. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамовскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены стрелами с купола церкви.





          Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома
     Покровский от Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: в воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.
     Этот небольшой, скромный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей - близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё  ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

Перед тем, как продолжить наше путешествие, немного отдохнем и попробуем разгадать загадки о храме и о том, что находится внутри него.

Загадки «Божий дом и что в нем»
*Летит соколок через Божий домок, говорит: «В этом домике моя сила горит».
 (Пчела, церковь, восковая свеча)

*Живой неживого бьет, тот вовсю ревет, созывает в храм народ.
(Звонарь, колокол)

*У иконы висит,
Вся сияет, блестит,
А внутри маячок –
Золотой светлячок.
( Лампада)

*Как одна, они стройны,
Как одна, они ровны,
Все торжественно стоят,
Пред иконами горят.
(Свечи)

*Есть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно,
Кто мимо идёт – ей поклонится
И тихо, неспешно помолится.
(Икона)

*Льется, льется дивный звон.
 Всех зовет к молитве он.
 Знаешь ты, и знаю я,
 То звонят…….             
(Колокола)

*На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
*Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
(Храм)


…Где за озерками, во мшинах,
На неприметном бугорку
Сереет монастырь старинный,
Пообветшавший на веку.
                         Е. Н. Морозкина



Богата земля Псковская монастырями. Их невозможно обойти ни за неделю, ни за месяц. Это долгое путешествие. И не только потому, что расположены они чаще всего в лесной глуши, куда нет хороших дорог. Создание и жизнь каждого из них – это своя, очень богатая история. Не каждому дано узнать и понять ее. Изначально монастыри появлялись как поселения людей, которые хотели посвятить себя молитве, служению Богу. Для этой цели ставили часовни или вырывали землянки. Так был создан Мирожский и Снетогорский монастыри в Пскове.



Слава Спасо - Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Расположен он на мысу, на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель обращена к городу.

 

     По мудрому наставлению одного из отцов церкви, чтобы обратить в свою веру, "надо ее показать". Именно так и поступил во второй половине XII века архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, по указанию которого в Пскове, на слиянии рек Великой и Мирожа, был заложен Мирожский монастырь и воздвигнута его главная святыня - Спасо-Преображенский собор. Его ученик - преподобный Аврамий, был в монастыре первым игуменом.


      На территории монастыря, обнесенного каменной оградой (поставлена в XIX веке вместо деревянной), находится несколько разновременных построек. 



     Дорога к соборному Преображенскому храму идет через южные ворота и сад с хозяйственными постройками на старинных фундаментах. Северную часть монастыря замыкает Стефановская церковь со Святыми воротами (памятник архитектуры XVI - XVII веков). Собственной церковь находится на втором этаже трехэтажной постройки. На первом и третьем этажах расположены кладовые палаты.


Храм Апостола и Первомученика Стефана (Стефановская церковь).
Построен на месте более древней 1406 года. 
   В 1789 году рядом со Стефановской церковью появилось новое каменное здание Братских келий. 


Братский корпус монастыря. Фото О. Л. Мирошниченко
   Тогда же было начато строительство колокольни, завершенное в конце XIX века. 



   К западу от Преображенского собора находится Дом настоятеля XIX века - строение на высокм фундаменте с каменными подвалами.


Дом настоятеля
   Самая древняя, сохранившаяся монастырская постройка - Спасо-Преображенский собор, построенный в первой половине XII века (1148 или 1156 год - в разных источниках по-разному). Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры. Церковь возведена и расписана греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом.

Собор Спаса Преображения, 1156 год.
   Спасо-Преображенский собор стал первым каменным храмом древнего Пскова. Работы по его возведению и созданию фресок велись почти одновременно. Несомненно, что в строительстве собора под руководством греков принимали участие и местные мастера. Этот бесценный опыт  стал мощным импульсом для развития школы зодчества и иконописи. Здесь был написан точный список со знаменитой иконы Божией Матери "Великая Панагия Оранта Мирожская".  Спасо-Преображенский храм - гениальное произведение древних зодчих - стал образцом для всех последующих поколений псковских мастеров.


  
    Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире. 
    Расписывать храм Нифонт, будучи греком по происхождению, пригласил византийский мастеров. И они сотворили настоящее Чудо. Всё внутреннее пространство собора - от пола до потолка - это потрясающе по своему драматическому накалу и эмоциональному воздействию повествование, не просто пересказ Нового Завета, но глубокое проникновение в самую суть христианского учения. Можно представить, какое неизгладимое впечатление производили эти фрески на тогдашнее, большей частью языческое, население города.

     Фрески Спасо-Преображенского собора в XVII веке были закрашены и скрыты под толстым слоем побелки, и лишь в 1858 году их обнаружили при ремонте собора и стали раскрывать. До этого времени о их существовании никто не знал. Нашел росписи археолог, реставратор и историк в области искусств В. В. Суслов. Восстановлением фресок занимались владимирские мастера-иконописцы под руководством Н. М. Сафронова.


По своему возрасту и сохранности фрески Мирожского монастыря не имеют аналогов в мире. О них написано множество научных работ. В начале 90-ых годов XIX века древние изображения были переписаны с сохранением первоначальной иконографии. В 20-ых годах прошлого века в монастыре начались реставрационные работы, которые ведутся до сих пор. 

 
        "Деисус". Фреска в своде центральной апсиды храма

     
"Вознесение". Фреска в куполе
Спасо-Преображенского собора
Уникальные древние фрески монастыря сохранили священный стиль письма. Религиозная идея имеет преобладающее значение и практически не оставляет свободы для личного творчества художника. Почти все изображения являются копиями с лучших греческих образцов, но при этом имеют самобытный язык символов, по-своему обыгрывая традиционные христианские сюжеты.
     Фрески грандиозной (более 40 фигур) композиции «Вознесение» в куполе (в византийских храмах в данном случае изображаются два, четыре или шесть летящих ангелов, а здесь присутствуют восемь стоящих ангелов) и «Деисус» в своде центральной апсиды храма наглядно раскрывают соединение божественной и человеческой природы во Христе и спасительный смысл его жертвенного земного служения.

       На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину -  чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, то есть моление.  Впоследствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы...


        На чаше преподобного Нифонта была надпись: "Святой епископ Нифонт... будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде... во Псков и созда... церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави". Сейчас икона хранится в Псковском музее-заповеднике.

       Монастырь находился в пешей доступности от псковского Крома и всегда оставался одним из культурных центров города.  Спасо-Мирожский монастырь был первым центром летописания в Пскове. В обители находилась богатая библиотека, здесь работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. В XIII веке здесь был выполнен один из списков знаменитого "Слова о полку Игореве".
    Так как монастырь не входил в систему городских защищенных сооружений, он часто подвергался нападениям чужаков и разорению. Несмотря на столь опасное положение, монастырь совершенно не был укреплен: его окружала только невысокая деревянная ограда да тын. В 1299 году Мирожский монастырь (как и Снетогорский) был сожжен ливонскими рыцарями, которые перебили немало монахов.
       В начале XVI века в монастыре обучался преподобный Корнилий Псково-Печерский.
       Во времена осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году на колокольне монастыря установили пушки, обстреливавшие город.

     С XVI века монастырь был одним из богатейших среди обителей Пскова: он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой.  В хозяйстве монастыря состояли кузницы, мукомольные мельницы, многочисленные хозяйственные постройки. Богатая и обширная обитель занимала всю долину Мирожки и часть берега Великой. В 1799-1808 годах была сделана нынешняя каменная ограда.

       После революции 1917 года монастырь был упразднен, а на его территории разместилась Псковская экскурсионная станция. В 1994 году здесь была воссоздана мирожская иконописная школа, которую возглавил известный иконописец современности Зинон (Теодор). В 2011 году начала работу иконописная школа для детей.

          При осмотре собора извне надо учитывать то обстоятельство, что по данным археологических раскопок культурный слой на территории Мирожи достигает 1,6 м, однако массивный, вросший в землю храм и сегодня поражает своей мощью.


     Особую атмосферу Мирожского монастыря как оазиса чистого воздуха и тишины в окружении шумного разросшегося Пскова создает сад, по обыкновению имевший в обители особое назначение и служивший прообразом библейского Райского сада.


   
      Снетогорский монастырь
   В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу по течению реки Великой, среди густой, буйно разросшейся зелени круто поднимается Снятная гора, одно из живописных мест Псковщины.  Название горы - Снятная - происходит от слова «снеть». Снеток - крошечная рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя.


    Здесь в конце XII века возник мужской монастырь, получивший по названию горы имя Снетогорского. 


   Псковские зодчие удивительно тонко прочувствовали пейзаж. Выстроенный на широкой излучине реки Великой, Снетогорский монастырь будто вырастает из известковой скалы, продолжая и завершая ее. Он неразрывно связан с развертывающейся вокруг панорамой полей, деревень, самого Пскова. Строгие формы его стен и храмов, тонущих летом в зелени, зимой четко вырисовываются на фоне сумрачного неба.  

   
     Связь с окружающей природой зодчие подчеркнули строительным материалом местного происхождения. Из того же известняка, на котором стоит монастырь, сооружены все его постройки и стены. Плиты известняка выламывались, отчего все они разного размера и имеют неровную, как бы рифленую поверхность.


    Сейчас Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь подобен уголку райского сада на земле. Но так безоблачно и безмятежно было не всегда. В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и разграбили его, а основатель обители игумен Иосаф и братия приняли мученическую смерть.
  Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в 1311 году в монастыре новый храм - каменный собор Рождества Богородицы. В 1518 году рядом с Рождественским собором сооружаются Трапезные палаты и церковь Николы при них.

   Но в последующие века Снетогорский монастырь, расположенный в пяти верстах от Пскова, опять не раз захватывался и разорялся иноземными врагами: в 1581 году - армией польского короля Стефана Батория, в 1612 году - армией шведского короля Густава-Адольфа, который расположил в монастырь штаб своей 16-тысячной армии.

Рождественский собор - один из древнейших памятников русской архитектуры. Подобно всем псковским сооружениям, его отличает суровая сдержанность и простота форм. Образцом для нового собора был псковский Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Но псковские зодчие добавили характерную для псковской архитектуры нарядную "дорожку" - углубленный рельефный орнамент, подчеркивающий основание массивной главы  оживляющий его сложной игрой света и тени. Сама глава покрыта специально обработанным деревом.
   Вскоре собор был расписан фресками (в 1313 году) и стал главной святыней монастыря. И хотя внешне собор Рождества Богородицы очень похож на  Спасо-Преображенский собор, его внутреннее содержание - уникальные фрески, написанные псковскими мастерами, - яркое свидетельство того, насколько внутренне свободными и независимыми были псковичи того времени.

В качестве сюжета художники использовали не канонические сказания церкви, а апокрифы - отрицаемые церковью легенды. Художников прежде всего интересует живой человек со всеми особенностями его характера и жизни. Люди на фресках стремительно двигаются, бурно жестикулируют  или, наоборот, поглощены напряженной работой мысли. В этой исключительно  темпераментной манере живописи нет места созерцательности.


    Снетогорские фрески, как и мирожские, молчали несколько столетий. Во время осады Пскова в 1581 году фрески сильно пострадали и были сначала подновлены, а затем покрыты побелкой. Так, с конца XVI  века до 1909 года они были замурованы под густым слоем извести. И только случайно отвалившийся кусок извести открыл чудо под ним. Обрели они жизнь только благодаря проведенным в 1949 году реставрационным работам.

   Основное строительство монастыря завершилось в XVII веке.  Приобрели окончательный вид стены и башни, были сооружены главные, "святые ворота".


 

     Рядом с Рождественским собором вырос оригинальный Вознесенский храм в виде высоко поднявшегося столпа-колокольни. Высота колокольни достигала 80 метров. Это было еще одно чудо монастыря.

Снетогорский монастырь на рисунке Н. Мартынова. Середина XIX века
  Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. Он выполнял важные оборонительные функции: контролировал подходы по реке Великой со стороны Псковского озера. И огромная колокольня была здесь выстроена не случайно - она попутно являлась дозорной башней, откуда было видно на много верст вокруг. Колокол был виден даже с Псковского озера.

  В 1904 году и шпиль, и купол погибли от удара молнии. Перед Великой Отечественной войной колокольня была практически вся разобрана. Древние руины XVI века, которые мы видим сегодня  - все, что осталось от восьмигранного основания церкви Вознесения под Колоколы.


  Снетогорская обитель являлась важным духовным центром Пскова. Не случайно здесь начинали свой путь великие псковские пустынножители - основатель Спасо-Елеазаровского монастыря преподобный Евфросин и основатель Крыпецкого монастыря преподобный Савва. В 15 в. монастырь посетила наследница византийского престола Софья Палеолог; в 19 в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал в 1825 году А. С. Пушкин.

Никольская церковь и трапезный корпус
    Однако после революции все изменилось. На территории монастыря был устроен дом отдыха "Пролетарий".  В период немецкой оккупации на территории монастыря разместился немецкий штаб. Были организованы крупные работы по благоустройству: проведен водопровод и канализация, построено здание электростанции, бункер, корпуса для комфортного проживания немецких офицеров. Наибольшей переделке подверглась Никольская трапезная церковь: в ней был устроен зал с камином, пристроено крыльцо. Руины Вознесенской церкви приспособили под гаражи, а наверху устроили водонапорный бак. Рождественский собор использовался как винный склад и тир.

  После войны на территории монастыря вновь был размещен дом отдыха, а затем детский санаторий. В конце 40-ых- начале 50-ых годов в соборе Рождества был проведен частичный ремонт. Комплексное исследование Снетогорского монастыря началось в 1985 году.


   Былая слава Снетогорской обители стала возрождаться только в конце 90-ых годов прошлого века. С 1994 года бывший Снетогорский монастырь передан в ведение Псковской епархии, здесь открыт женский монастырь. Вскоре был восстановлен замечательный трапезный Никольский храм XVI века, новый иконостас которого выполнен в лучших традициях псковской школы иконописи. Из окон Никольской церкви открывается восхитительный вид на излучину реки Великой.

Храмы... они как линии судьбы, у каждой своя история – радостная и грустная. А те факты, о которых мы сегодня рассказали, надеемся, помогут вам полнее представить себе облик нашего города в прошлом и прикоснуться к его истории. Псков – наш отчий край, древний город Руси, ставший нашей судьбой на всю жизнь.
Недаром гласит народная мудрость: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!
Любите, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..
Любите кровли белых хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский, хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..
Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской.
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!
«Любите, дети, старину» С. С. Бехтеева.



Использованные источники:
1.    Комеч, А.И. Каменная летопись пскова 12-начала 16 века / А.И. Комеч. – М . : Северный паломник, 2003. - 256 с.
2.    Морозкина, Е.Н. Щит и зодчий : путеводитель по древнему Пскову / Елена Морозкина. - Псков : Отчина, 1994. - 132 с.
3.    Орлов, В. Храмы Псковской земли / Владимир Орлов. - Изд. 2-е, доп. - Великие Луки : Изд-во Сергея Маркелова, 2011. - 250 с. - (В поисках утраченного).
4.    Плоткин, К.М. Древний Псков : [эссе] / К. М. Плоткин. - Псков : [б. и.], 1997. - 157 с.
5.    Спегальский, Ю.П. Избранные статьи : к 100-летию со дня рождения / Ю.П. Спегальский. - Псков : [б. и.], 2009. – 126 с.
6.    Храмы и монастыри Губернского Пскова : сб. дореволюционных публикаций / сост. и авт. вступ. ст. Н.Ф. Левин. - Псков : Псков. обл. типография, 2005. – 501 с. - (Псковская историческая библиотека).


Поделись блогом

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Популярные сообщения блога