Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь

В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу по течению реки Великой, среди густой, буйно разросшейся зелени круто поднимается Снятная гора, одно из живописных мест Псковщины.  Название горы — Снятная — происходит от слова «снеть». Снеток — крошечная рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя.

Здесь в конце XII века возник мужской монастырь, получивший по названию горы имя Снетогорского. Снетогорская обитель долгие годы являлась важным духовным центром Пскова.

Псковские зодчие удивительно тонко прочувствовали пейзаж. Выстроенный на широкой излучине реки Великой, Снетогорский монастырь будто вырастает из известковой скалы, продолжая и завершая ее. Он неразрывно связан с развертывающейся вокруг панорамой полей, деревень, самого Пскова. Строгие формы его стен и храмов, тонущих летом в зелени, зимой четко вырисовываются на фоне сумрачного неба.  

Связь с окружающей природой зодчие подчеркнули строительным материалом местного происхождения. Из того же известняка, на котором стоит монастырь, сооружены все его постройки и стены. Плиты известняка выламывались, отчего все они разного размера и имеют неровную, как бы рифленую поверхность.

Сейчас Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь подобен уголку райского сада на земле. Но так безоблачно и безмятежно было не всегда. За свою 700-летнюю историю обитель пережила не одно вражеское нашествие. 

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей. Тогда немецкие рыцари захватили и разграбили его. Обитель была разорена. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы (1310-1312 год).

Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в 1311 году в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы. В 1518 году рядом с Рождественским собором сооружаются Трапезные палаты и церковь Николы при них.

Но в последующие века Снетогорский монастырь, расположенный в пяти верстах от Пскова, опять не раз захватывался и разорялся иноземными врагами: в 1581 году — армией польского короля Стефана Батория, в 1612 году — армией шведского короля Густава-Адольфа, который расположил в монастырь штаб своей 16-тысячной армии.

Несколько раз обитель постигали крупные пожары. Но трудом и молитвами она снова возрождалась.

Рождественский собор — один из древнейших памятников русской архитектуры. Подобно всем псковским сооружениям, его отличает суровая сдержанность и простота форм. Образцом для нового собора был псковский Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Но псковские зодчие добавили характерную для псковской архитектуры нарядную «дорожку» — углубленный рельефный орнамент, подчеркивающий основание массивной главы  оживляющий его сложной игрой света и тени. Сама глава покрыта специально обработанным деревом.

Вскоре собор был расписан фресками (в 1313 году) и стал главной святыней монастыря. И хотя внешне собор Рождества Богородицы очень похож на  Спасо-Преображенский собор, его внутреннее содержание — уникальные фрески, написанные псковскими мастерами, — яркое свидетельство того, насколько внутренне свободными и независимыми были псковичи того времени.

Фрески, которыми псковские мастера украсили белокаменный собор, сохранились до наших дней. На одной из них изображена Божия Матерь с Богомладенцем на руках, сидящая на престоле. Перед ней — святые Михаил и Гавриил.  С этой фрески в 2000 году иконописцами монастыря была написана Снетогорская икона Божией матери. На иконе у престола с молитвой за Псковскую землю и весь мир предстоят святые защитники — непобедимый в боях с врагами князь Довмонт и святой Христов воин Иоасаф.

В качестве сюжета художники использовали не канонические сказания церкви, а апокрифы — отрицаемые церковью легенды. Художников прежде всего интересует живой человек со всеми особенностями его характера и жизни. Люди на фресках стремительно двигаются, бурно жестикулируют  или, наоборот, поглощены напряженной работой мысли. В этой исключительно  темпераментной манере живописи нет места созерцательности.

Снетогорские фрески, как и мирожские, молчали несколько столетий. Во время осады Пскова в 1581 году фрески сильно пострадали и были сначала подновлены, а затем покрыты побелкой. Так, с конца XVI  века до 1909 года они были замурованы под густым слоем извести. И только случайно отвалившийся кусок извести открыл чудо под ним. Обрели они жизнь только благодаря проведенным в 1949 году реставрационным работам.

В XVI веке монастырь украсили еще два храма — Никольский храм с трапезной и погребами (там сейчас идут Богослужения) и церковь Вознесения — под — колоколы. Казалось, что  Снетную гору венчает громадный, высотой 80 метров, столп колокольни, почти не уступавшей по высоте Ивану Великому. 

Рядом с Рождественским собором вырос оригинальный Вознесенский храм в виде высоко поднявшегося столпа-колокольни. Высота колокольни достигала 80 метров. Это было еще одно чудо монастыря.

В 1904 году и шпиль, и купол погибли от удара молнии. Перед Великой Отечественной войной колокольня была практически вся разобрана. Древние руины XVI века, которые мы видим сегодня  — все, что осталось от восьмигранного основания церкви Вознесения под Колоколы.

Основное строительство монастыря завершилось в XVII веке.  Приобрели окончательный вид стены и башни, были сооружены главные, «святые ворота».

Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. Он выполнял важные оборонительные функции: контролировал подходы по реке Великой со стороны Псковского озера. И огромная колокольня была здесь выстроена не случайно — она попутно являлась дозорной башней, откуда было видно на много верст вокруг. Колокол был виден даже с Псковского озера.

Снетогорская обитель являлась важным духовным центром Пскова. Не случайно здесь начинали свой путь великие псковские пустынножители — основатель Спасо-Елеазаровского монастыря преподобный Евфросин и основатель Крыпецкого монастыря преподобный Савва. В XV в. монастырь посетила наследница византийского престола Софья Палеолог; в XIX в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал в 1825 году А. С. Пушкин.

Однако после революции все изменилось. Монастырь был полностью разорен с приходом советской власти, и превращен в дом отдыха «Пролетарий».  Тода же разрушили и Снетогорский столп — церковь Вознесения-под-колоколы.

В период немецкой оккупации на территории монастыря разместился немецкий штаб. Были организованы крупные работы по благоустройству: проведен водопровод и канализация, построено здание электростанции, бункер, корпуса для комфортного проживания немецких офицеров. Наибольшей переделке подверглась Никольская трапезная церковь: в ней был устроен зал с камином, пристроено крыльцо. Руины Вознесенской церкви приспособили под гаражи, а наверху устроили водонапорный бак. Рождественский собор использовался как винный склад и тир.

После войны на территории монастыря вновь был размещен дом отдыха, а затем детский санаторий. В конце 40-ых- начале 50-ых годов в соборе Рождества был проведен частичный ремонт. Комплексное исследование Снетогорского монастыря началось в 1985 году.

Монашеская жизнь в монастыре была возрождена лишь в 1993 году.  С 1994 года бывший Снетогорский монастырь передан в ведение Псковской епархии, здесь открыт женский монастырь.

Вскоре был восстановлен замечательный трапезный Никольский храм XVI века, новый иконостас которого выполнен в лучших традициях псковской школы иконописи. Из окон Никольской церкви открывается восхитительный вид на излучину реки Великой.

Видео


Источники


Использованные источники:
1.    Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII -нач. XVI века / А. И. Комеч. – М. : Северный паломник, 2003. — 256 с.
2.    Морозкина, Е. Н. Щит и зодчий : путеводитель по древнему Пскову / Елена Морозкина. — Псков : Отчина, 1994. — 132 с.
3.    Орлов, В. Храмы Псковской земли / Владимир Орлов. — Изд. 2-е, доп. — Великие Луки : Изд-во Сергея Маркелова, 2011. — 250 с. — (В поисках утраченного).
4.    Плоткин, К. М. Древний Псков : [эссе] / К. М. Плоткин. — Псков : [б. и.], 1997. — 157 с.
5.    Спегальский, Ю. П. Избранные статьи : к 100-летию со дня рождения / Ю. П. Спегальский. — Псков : [б. и.], 2009. – 126 с.
6.    Храмы и монастыри Губернского Пскова : сб. дореволюционных публикаций / сост. и авт. вступ. ст. Н. Ф. Левин. — Псков : Псков. обл. типография, 2005. – 501 с. — (Псковская историческая библиотека).


Рекомендуем