Виртуальное путешествие по Пскову и Псковскому краю для детей. Краеведческий интернет-проект МАУК "ЦБС" г. Пскова

Ольгинский мост


Из истории мостов города Пскова:
Ольгинский мост (до 1911 года - Великорецкий плавучий мост)



   По материалам М. М. Медникова, псковского краеведа и портала "Плесков60"

   В летнее время река Великая служила для древнего Пскова надежной преградой от нападения неприятеля, поэтому в средневековье вопрос о возведении постоянного моста не поднимался.

  Ежегодно после ледохода наводили паромную переправу, а впоследствии стали сооружать плавучий мост. Впервые о существовании моста через Великую летопись упомянула под 1462 г.: «Того же лета псковичи помостиша мост через Великую». Мост наводили ежегодно после очищения реки ото льда. Так, в писцовых книгах 1685-1587 гг. отмечено: «Мост плавучий на Великой реке против Власьевских ворот и против Успенской церкви был на городнях, строили его псковичи собою». Но хотя и строили псковичи мост сами и на свои средства, он считался собственностью Великого князя и сдавался на оброк мостовщикам из псковских посадских людей.



  Под 1612 г. псковская летопись сообщает: «При том же воеводе Никите Вельяминове Дмитриевиче от немец приходиша немцы, с русскими людьми под Псков и сташа за Великой рекой и псковичи многие в Великой реке потонули, плавучий мост погряз». Псковичи, спасаясь от врага, бросились на мост, но он не выдержал нагрузки и стал погружаться, а люди, нагруженные поклажей, оказались в воде и утонули. Псковский воевода при описании Рижской дороги в 1656 г. выразился так: «...От Пскова до Риги 270 верст, а ездят по живому мосту».


  Историки считают, что в средние века город выдержал тридцать осад. Только одержав крупные победы над ливонцами и в боях на Колпинке и за Изборском и, опираясь на поддержку Великого князя Московского, псковичи решили 1463 году навести плавучий мост через реку Великую.

  Для наведения моста толстые бревна вязали в плоты, соединявшиеся вместе толстыми канатами от берега до берега, на плоты укладывали настил и сооружали перила. Такой мост под тяжестью возов и волнами колыхался, как живой. Для надежности его крепили не только к береговым приколам, но и забрасывали на дно якоря. Бывали случаи, что при ураганной погоде мост срывало и уносило в озеро.


Великорецкий мост

   Чтобы переправа по плавучему мосту продолжалась поздней осенью и ранней зимой, его обычно не разбирали до Рождества. Затем мост вырубали изо льда и складывали на левом, высоком берегу Великой.

    Конструктивно этот мост состоял из трех бревенчатых плотов, соединенных между собой и покрытых настилом из досок. Ночью его разводили на три часа для пропуска судов. Но это не все его недостатки. Летом (уровень воды значительно понижался) мост проседал, и лошади с трудом вытаскивали гружёные повозки на берег.

   Проседал в воду мост и под тяжестью массы людей во время крестных ходов так, что приходилось с помощью полиции и солдат группами пропускать толпы богомольцев. Надо заметить, что горожане сильно рисковали на этом плавучем мосту, так как ни его якоря, ни береговые крепления не удерживали его при чрезмерном напоре воды.

  Длительные дожди, подъём воды от сильных ветров с озера, а то и преждевременный ледоход из-за тёплой погоды ранней зимой разрывали мост на две-три части и уносили их вниз по реке, иногда до Снятной горы или Псковского озера. Так: «23-го июля 1844 г. при сильном ветре и проливном дожде, от коего вода в реках Великой и Пскове поднялась высоко; быстрым течением и сильным напором оной разорвало и снесло мосты на тех реках. Мост на Великой быстро понесло по направлению к Псковскому озеру, и с трудом можно было его остановить в 5-ти верстах от города, откуда предполагают его буксировать обратно противу течения посредством прибывшего на днях из Дерпта парохода».



  Для решения вопроса о ремонте плавучего моста и о перевозках большая часть его отдавалась в содержание. Так, с 1761 г. Великорецкий мост находился на содержании прапорщика Сосина, который следил за его своевременным ремонтом, за что получал определенную договором сумму денег. Ответственность за качество строительных работ несли плотники, сооружавшие мост, и в случае разрушения моста по их вине они обязывались восстановить его за свой счет. Средства на сооружение и наводку моста взыскивали с портовых и пограничных таможен, а также за счет пошлины, собираемой при продаже вина (по указу 1750 г.).

  19 февраля 1908 года Государственная Дума приняла закон о строительстве постоянного моста в Пскове, ровно через месяц его одобрил Госсовет, и 22 марта утвердил император Николай II. Торжество закладки моста отпраздновали 14 июня 1909 года, устроив там же временный павильон, фонтанчик, украсив постройки зеленью и флагами. Пологий берег Завеличья пришлось поднять до уровня Торговой площади противоположного берега.



  С августа 1910 года под руководством инженера Брянского завода Нечаева на каменных опорах и деревянных лесах началась сборка и склёпка поступивших с завода металлических конструкций общим весом в 63 тысячи пудов (1032 тонны). Двойной настил на пропитанные деревянные брусья укладывали в июле-августе 1911 года.
  Движение по мосту открылось 30 октября 1911 года после крестного хода из Троицкого собора. Таким образом, можно сказать, что Великорецкий плавучий мост просуществовал до 1911 г.



    Старая Анастасьевская часовня простояла ровно 200 лет. С согласия духовенства над нею возвели каменную надстройку на уровне земляной насыпи и сверху, как на фундамент, решили поставить новую часовню, по имени той же Святой великомученицы Анастасии. Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года. Роспись выполняли по рисункам Н. К. Рериха.



  В августе 1912 года, при въезде на мост с обеих сторон установили гранитные столбы с позолоченными кронштейнами для фонарей и государственным гербом Российской империи, а со стороны Завеличья - гербом губернии. Ещё когда мост строился, его стали называть Ольгинским. 
  На телеграмму об открытии моста и просьбу об официальном присвоении такого названия император ответил 9 ноября 1911 года:" СОГЛАСЕН И БЛАГОДАРЮ ВСЕХ".


     За последующие 33 года мост взрывали трижды: в мае 1919 года перед приходом белогвардейских войск, в июле 1941 года перед вступлением фашистов и в июле 1944 года при их отступлении.



После первого взрыва моста рядом был сооружен понтонный мост, но долго держать его в тылу было нельзя, они были нужны на передовой. Поэтому параллельно с ремонтом взорванных мостов в Пскове началось сооружение временного свайного моста.


  Свайный мост простоял до ледохода весны 1942 года. В 1944 году, после освобождения Пскова, Красная армия построила примерно такой же свайный мост на том же месте.

   Во второй раз мост был взорван немцами при отступлении 22 июля 1944 года. Немцы подошли к этому делу со всей основательностью. Был взорван центральный пролет длиной 75 метров. В русло упали все фермы моста. Центральная ферма взрывом была "сломана" пополам.


  15 сентября 1944 начались восстановительные работы. Автором проекта восстановления моста был инженер-майор Сыч В. М. За время работ было поднято обрушенных строений общим весом 1200 тонн на высоту 20 метров. Движение по мосту было вновь открыто в 18 часов 11 апреля 1945 года.


     

     Через четверть века решили, что для современного транспорта непригоден узкий мост с бревенчатой основой, из-за которой постоянно разрушалось асфальтовое покрытие.



И в 1969 году началась его разборка.



    Ленгипротрансмост сделал проект железобетонного балочного моста, который воплотили к концу 1970 года. В 1970 году при постройке нового моста Анастасьевскую часовню удалось сохранить. Ее целиком опустили вниз на набережную.

                        

    Но не обошлось и без ошибок, которые закрались в расчеты, поэтому позже из-за деформации моста строители добавили к имеющимся шести еще четыре опоры.  Общая длина моста составляет 190 метров, ширина - 21 метр.

   С 1923 по 1946 мост носил название "Мост Красной Армии", в 1946-1992 г. назывался "Мост Советской Армии".  Но позже, в 1995 году, ему все-таки официально вернули историческое название.

   В таком виде и представлен мост в наши дни. По нему можно добраться из центральной части города в микрорайон Завеличье. С Ольгинского моста открывается один из самых живописных видов на Псковский кремль и Троицкий собор, на фоне которого постоянно фотографируются туристы. 


    


    

Читайте об Ольгинском мосте:https://vk.com/@pskovkray-iz-istorii-pskovskih-mostov
http://pleskov60.ru/most-olginsky.html




Поделись блогом

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Популярные сообщения блога